Иногда полезно представить, что он ест, с кем спит, какой интерьер в его доме. В общем, составить настоящее досье преступника. Все это основные элементы системы Станиславского.
Если речь идет о драме, когда играть надо чувства и переживания, душевные муки – артист обязан стать психоаналитиком своего персонажа. Мало просто сыграть эмоции, нужно понять их природу, откуда они вообще взялись.
Для этого нужны читки, во время которых пьесу можно разобрать по «косточкам». Сценарист и режиссер объясняют артистам свое видение будущего спектакля или фильма. Идет бурное обсуждение. Это полезный творческий процесс, во время которого рождается понимание драматургии пьесы.
Станиславский считал, что работать над сценическим образом нужно постоянно, не только на репетициях. Большинство актеров так не умеет. Им нужен режиссер, который бы руководил процессом и делал замечания. Учитесь играть «про себя». Не обязательно ходить из угла в угол по комнате и громкими репликами пугать домочадцев. Репетируйте внутри своего воображения. Так же как во время медитации, вам придется отключить «словомешалку» в голове и очистить разум для воображаемой сцены. Это очень непросто, но регулярная практика дает хороший результат.
Когда роль изучена до основания, пора приступать к самому сложному, к подтексту. Реплики героев, диалоги – это не просто заученный актерами текст. В них есть глубокий смысл. Задача артиста – найти его. Здесь он не просто сыщик или психолог, а настоящий кладоискатель, первооткрыватель.
Подтекст скрывается между слов, за словами, в интонациях. Это невысказанные мысли, настроения, тайные желания, мечты и страсти. Не погрузившись в анализ текста, вы рискуете стать актером ситкома, который читает монолог по телесуфлеру.
Пытайтесь не только говорить и чувствовать, как герой, думайте как он. Здесь вам очень поможет его внешний облик. Некоторым артистам легче репетировать в костюме своего персонажа. Надев его, они автоматически входят в образ. Если вы хорошо знаете героя, то и ваше поведение, походка, мимика сами собой изменятся. Работа над ролью – это всегда синтез. Вы, как алхимик, создаете из простых элементов сложную субстанцию.