Актеры
Агенты
Автоматизация Кастингов

Регистрация
Вход
Надо быть на голову выше серого большинства!


CastingCraft представляет интервью с Сергеем Марочкиным – актером театра и кино, выпускником ВТУ им. Щепкина, автором популярного блога в Дзене «Записки актера»

У всех театральных ВУЗов Москвы свои особенности. Кто-то набирает абитуриентов с расчетом исключительно на службу в театре, другие мастера смотрят обязательно на фактуру. Вы окончили Щепку, в чем фишка вашей Альма-матер? В чем она лучше или хуже других ВУЗов?

Я не знаю, хорошо это или плохо, но сейчас театральные ВУЗы Москвы, да и всей России, уже не так сильно отличаются друг от друга. Если раньше можно было говорить о том, что Щепка – это «школа переживания», Щука – это «школа представления», МХАТ – школа Станиславского, а ВГИК - кинематографический институт, то сейчас везде обучают примерно одинаково.

Системы, тренинги, упражнения одни и те же. Я это знаю, потому что работал со многими режиссерами и артистами, которые учились и преподают в разных ВУЗах.

Сегодня все сильно зависит от мастера, у которого ты будешь учиться. Если это хороший педагог, то неважно, какой это ВУЗ. Это может быть даже театральный факультет какого-то непрофильного университета. Если мастер талантлив – ты получишь хорошую школу!

Я не могу сказать, что Щепка чем-то хуже или лучше других театральных ВУЗов, но у нас самый камерный институт, всего один факультет, поэтому основной упор делается на актерство.

Щепка – очень дружный, семейный институт, все курсы дружат. Если ГИТИС, по-моему, самый крупный ВУЗ в Европе, где много факультетов, идешь и не знаешь никого, то у нас все наоборот. В Щепке все друг друга знают, обнимаются, тусуются вместе во дворике и это очень сильно сплачивает.

Что касается специфики набора абитуриентов, то здесь тоже все зависит от мастера. К сожалению, многие мастера наших ВУЗов, последний раз выходили на сцену сорок лет назад. Они превратились в теоретиков и не всегда представляют, что такое современный театр. А театр и кино – это живой организм, который не стоит на месте и постоянно развивается.

Здорово, когда педагог сам действующий актер и может научить своих студентов современным тенденциям в искусстве.

Театр очень изменился, даже 10 лет назад все было по-другому. Я иногда не узнаю спектакли. Театр растет, и мы должны это принять!

Артисты часто сидят без работы. Многие сразу после театрального остаются не у дел. С чем это связано? Слишком много набирают студентов, нужно сокращать количество мест в ВУЗах или у нас мало снимают кино, недостаточно спектаклей? Как бы вы решили эту проблему, если бы были министром культуры?

Это очень больной вопрос, я много писал об этом на своем канале. Я считаю, что сейчас перенасыщен рынок актеров.

Каждый год, в одной только Москве, из «золотой пятерки» театральных ВУЗов, выпускается до 5 тысяч студентов. А если еще посчитать все платные курсы и эстрадные отделения? Плюс к нам съезжается провинция и ближнее и дальнее Зарубежье. Этих артистов буквально некуда девать!

В театрах вообще нет мест, труппы укомплектованы, максимум одного-двух возьмут. Фильмов так много тоже не снимают.

Поэтому артисты остаются без работы и, к сожалению, очень многие сидят и ждут чуда. Но надо работать!

Я люблю артистов, которые не сидят на месте, постоянно совершенствуются, посещают мастер-классы, придумывают что-то свое. Сфера конкурентная и нужно быть на высоте. Надо быть на голову выше серого большинства! Уровень образования падает, выпускают много недоученных артистов и нужно совершенствоваться самостоятельно.

Не хочу быть министром культуры, но на его месте я бы решил этот вопрос сокращением наборов абитуриентов и уменьшением курсов театральных (не по 30, а по 15 человек). Сейчас многие это ругают, но в советское время было распределение по театрам, когда ты должен был отработать в провинции хотя бы годик.

Нужно обеспечивать студентам хотя бы практику, а то многие выпускаются не имя представления о том, что такое профессиональная сцена. У нас в Щепке есть такая практика при Малом театре, где мы играем в спектаклях в массовке и даже в эпизодах. Благодаря моим педагогам, я с самого начала понимал, как работать на сцене.

Многие артисты так до конца жизни и не могут себе признаться в том, что они нигде не нужны и продолжают ломиться в стену. А поменять сферу – это сложно. В итоге остаются несчастные невостребованные люди.

Ваш канал «Записки актера» в Дзене очень популярен, у вас 1,5 миллиона подписчиков. Как пришла идея стать блогером? Сложно было найти подход к аудитории?

Не было изначально такой идеи. Когда-то с однокурсником мы начинали вести канал на YouTube, даже собрали аудиторию, но быстро поняли, что это отнимает много времени и мы это дело забросили. Но потребность высказывать свои мысли и обсуждать насущные проблемы у меня осталась.

Я начал писать на Дзене, потому что это удобный текстовый формат. Я могу писать пока еду на работу, отдыхаю во время антракта. Я все пишу в телефоне. Когда я записывал свои мысли, то даже не представлял, что это будет кто-то читать, но со временем появилась аудитория.

Главное быть искренним, честным, писать то, что думаешь. Я почти не продаю никакой рекламы на канале, не продаю свое мнение. Я стараюсь слушать свою аудиторию. Мой канал стал местом, где можно выговориться. Я сам много узнаю от своих комментаторов.

Вы часто пишете нелицеприятную правду о своих коллегах по цеху. Как они на это реагируют?

Я высказываю свое мнение. У меня есть свое представление о профессии, о нормах морали, о том, за что можно брать деньги, а за что нельзя. Я пишу честно и никому не навязываю свою позицию. Некоторые обижаются, другие никак не реагируют. А один товарищ сказал, что после моей статьи, он по-другому на себя посмотрел. Я стараюсь быть тактичным и никого не ругаю, пишу аргументированно. Я пишу о том, что мне не нравится то или иное прочтение роли или недопустимое в моральном плане поведение артиста.

Ваша популярность, как блогера, изменила что-то в вашей актерской карьере? Стало больше предложений по работе или, наоборот, меньше?

Не могу сказать, что сильно изменила. Меня стали приглашать на различные ток-шоу, скандальные телепрограммы, игры на ТВ, но я от всего отказываюсь, потому что я это терпеть не могу и часто об этом пишу. В рекламу звали несколько раз, но я принципиально в рекламе не снимаюсь, не люблю. Как-то два режиссера пригласили меня играть в сериалы после того, как прочитали блог. Им стало интересно, что я за человек такой, который так пишет об индустрии. Но мои любимые большие режиссеры как не звали, так и не зовут. Но, может быть, все еще впереди.

Как вы видите себя через 10-20 лет? Вы бы хотели сниматься в кино, играть на сцене, открыть свою школу актерского мастерства или может быть, написать мемуары?

Я так далеко не заглядываю, но точно буду продолжать дальше заниматься своей профессией, сниматься в кино. На сцене я сейчас пока не играю, я уволился из театра почти год назад. Я писал о причинах в блоге. Сейчас я сам не хочу на сцену, я разочаровался в своем театре, в котором прослужил 8 лет, а другой пока не хочу. Планирую свой спектакль сделать, были уже начальные стадии его разработки, но потом пандемия помешала осуществить задуманное. Но я обязательно к этому проекту вернусь, благо есть единомышленники, и есть где это делать.

Я буду продолжать вести блог и, возможно, придумаю еще что-то новое. Я не могу сидеть без дела. О мемуарах еще не думал, рано.

Каких российских и западных актеров вы считаете эталоном? На кого вы ориентируетесь?

Мне в разные периоды жизни нравятся разные актеры, поэтому кого-то одного выделить сложно. Но есть несколько наших артистов, которых я люблю всегда.

Виктор Сухоруков. Я считаю его гением, видел его в театре много раз и, конечно же, в кино. Это невероятное погружение в роли, невероятная работа и любовь к профессии. Очень жаль, что таких артистов мало. Очень мне нравится

Сергей Маковецкий почти во всех ролях. И третий, наверное, Владимир Машков. Тоже очень серьезный и хороший актер.

Чтобы лучше понять игру западных артистов, на них надо смотреть в оригинале, иначе восприятие искажается. Хотя, возможно, наши артисты дубляжа за голливудских где-то даже доигрывают. Наш дубляж – лучший в мире. Мне, конечно, нравятся Аль Пачино, Роберт Де Ниро и еще много других западных артистов.

Есть мнение, что сильная русская (советская) школа актерского мастерства умерла. Мэтры уходят, а новое поколение мастеров уже не дотягивает до их уровня. Как вы это прокомментируете?

Одновременно и согласен и нет. Кажется, что раньше и трава была зеленее и деревья выше, а сейчас актерская школа умирает и все кругом сплошная пошлость, в которой форма превалирует над содержанием. Но это поверхностное суждение.

Как я уже говорил, искусство живое и оно подстраивается под аудиторию. Сейчас, к сожалению, миром правят YouTube-блогеры и медийная тупизна. Очень упростилось и испортилось телевидение. Соответственно и зритель стал менее требователен. Поэтому режиссеры и продюсеры предлагают такой контент. Массовый зритель все меньше хочет думать. Ему нужна жвачка для мозгов, чтобы прийти и посмотреть на супер-героев, увидеть классные спецэффекты, поржать.

Умное фестивальное кино набирает от силы четверть зала, а на «Мстителях» - полный зал. Искусство подстраивается под зрителя, поэтому такая тенденция. Но хорошие актеры и фильмы есть. Недавно я посмотрел фильм «Глубже» (2020 г, реж. Михаил Сегал), как раз сегодня премьера. Это потрясающая актерская работа. После просмотра таких фильмов легче дышится.

Александр Паль по глубине погружения в роль ничем не уступает великим мэтрам. Так что артисты хуже не стали, просто до массового зрителя доходит вот такой одноразовый продукт, а умные работы талантливых сценаристов, режиссеров и операторов есть, но не востребованы. От этого создается впечатление, что кинематограф – это такая модная тусовка. Печально.

Артист Петров, в одном из интервью сказал, что он хочет получить Оскар. А у вас есть подобная мечта: сняться в Голливуде, поработать с известными режиссерами?

Нет у меня таких помпезных амбиций. Я мечтаю о совместной работе со своим любимым режиссером Дмитрием Месхиевым. Каждую его работу я люблю, пересматривал много раз. Самая любимая картина - «Механическая сюита» (2001 г). Если не видели, обязательно посмотрите. Каждый кадр, каждая актерская работа – это шедевр. Вот в таком кино, которое останется в вечности, мне хочется сняться.

И, напоследок, что вы посоветуете абитуриентам 2021 года? На что обратить внимание в подготовке к поступлению? Чего ни в коем случае нельзя делать во время прослушивания?

В таких сложных условиях, как сейчас, в первую очередь – терпения. Если уж поставили себе цель - стать артистом, то идите к ней и не отступайте. Но сначала подумайте хорошенько, надо ли вам это. У меня на канале есть статья «Кому не стоит становиться артистом», рекомендую ее прочитать. Будьте собой и ничего из себя не изображайте.

А когда поступите, советую сразу заниматься своей будущей жизнью: рассылать фотографии, искать актерское агентство, обрастать связями и знакомствами. Многие выпускаются и думают: «А что теперь делать? Я дипломированный актер, но меня никуда не берут». Надо с первого курса думать о своей дальнейшей жизни, чтобы к получению диплома уже был опыт работы, знакомые режиссеры и продюсеры. Нужно сразу подстелить соломки, иначе потом будет втройне сложнее.

Удачи и всего самого доброго!

Больше статей...

КастингКрафт это сообщество профессионалов кастингов, объединяющее актеров, агентов, кастинг директоров и профессиональных участников рынка.

Софт КастингКрафт – незаменимое программное обеспечение для любого кастинг агентства. Регистрация актеров, онлайн очередь, база актеров, автоматически обновляемые профили, прослушивания, списки, самостоятельная съемка, отчеты, экспорт в 9 форматах и многое другое!
Copyright © 2016-2021 ООО "КастингКрафт".
Тех. поддержка: info@castingcraft.ru